Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Пневмония у детей

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Пневмония – это острое инфекционное заболевание легких, которое проявляется поражением альвеол и развитием в них воспалительных процессов. Как правило у детей пневмония развивается на фоне вирусной инфекции (чаще респираторной или аденовирусной инфекции и гриппа) при присоединении бактериальной флоры.

У детей разных возрастных групп отличаются возбудители этого заболевания. Различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных пациентов и находящихся на стационарном лечении.

Большинство внебольничных («домашних») пневмоний – результат активации бактериальной флоры при ОРВИ и охлаждении, которая обычно присутствует в носоглотке, приводя к развитию пневмонии.

 Частыми возбудителями пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, являются пневмококк и гемофильная палочка, у детей раннего дошкольного и школьного возраста – микоплазма, у подростков следует учитывать возможную роль хламидия пневмониа как причинного фактора заболевания. Вразвитии пневмоний у детей первого года жизни имеют значение вирусы.

Выделяют группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» штаммами возбудителей, обычно высоко резистентными к антибиотикам (стафилококки, клебсиеллы, синегнойная палочка, протей).

На развитие и течение болезни оказывают многие факторы:аспирация (попадание рвотных масс в дыхательные пути), повторные гнойные отиты, врожденные пороки развития, особенно сердца и легких, онкологические и гематологические заболевания, первичные и вторичные иммунодефициты и другие. Факторами риска, способствующими возникновению пневмонии у детей могут быть: частые ОРИ, бронхиты, отиты, отрицательное воздействие экологических факторов (проживание в перенаселенных жилищах, загрязнение воздуха внутри помещений, курение родителей и др.

Симптомы болезни: повышение температуры тела (более 38оС свыше 3 дней), очень быстрая утомляемость, отказ ребенка от еды, беспокойство или сонливость, раздувание крыльев носа, учащенное дыхание (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки).

Характерного кашля не существует, он может вообще отсутствовать. При вовлечении в процесс плевры появляются сильные боли в грудной клетке, которые связаны с кашлем и дыханием.

Важное значение в диагностике заболеваний органов дыхания у детей является рентгенологический метод.

Диагностика и лечение.

Диагностика основывается на данных анамнеза (совокупности сведений о развитии болезни), клинических проявлениях, результатах рентгенологического и лабораторных исследований. Важное значение в диагностике заболеваний органов дыхания у детей является рентгенологический метод.

При подтверждении диагноза пневмонии только врач назначает соответствующее лечение. В большинстве случаев оно проводится в стационаре. Для лечения пневмонии применяют антибиотики. Выбор медикамента зависит от вида микроорганизма, вызвавшего заболевание.

При лечении на дому нужно обеспечить достаточный питьевой режим, обычное питание. В комнате должно быть чисто и свежо, надо чаще проветривать.

Горчичники и банки при пневмонии не рекомендуются, они не способствуют выздоровлению. Отхаркивающие препараты нужны при трудно отделяемой мокроте.

Рассасывание пневмонии ускоряет дыхательная гимнастика и массаж грудной клетки, но они показаны только при нормализации температуры.

Восстановление кровотока в легких происходит через 1-2 месяца от начала болезни. Поэтому в этот период нужно отказаться от физических перегрузок и контактов с больными ОРВИ.

Нельзя совсем изолировать ребенка, но стоит разумно ограничить число его контактов с больными. После перенесенной пневмонии участковый педиатр в течение 6 мес. наблюдает за состоянием здоровья ребенка.

В системе диспансерного наблюдения будет контроль состояния организма другими специалистами (пульмонолог, иммунолог).

Профилактика: Особое внимание нужно уделять процедуре санации имеющихся очагов инфекции в носоглотке, так как даже небольшое воспаление может при отсутствии сопротивления организма быстро развиться в пневмонию.

Кроме того, не стоит отказываться и от вакцинации (вакцина против гемофильной инфекции, пневмококка) детей, так как иммунный препарат бактериального происхождения может помочь организму ребенка научиться справляться с посторонними микробами.

Летом часто болеющим детям необходимо проводить общий комплекс оздоровительных процедур.

 Родителям необходимо всегда помнить: воспаление легких можно избежать, если следовать изложенным рекомендациям, внимательно и заботливо относиться к своим детям.

Главный внештатный специалист

детский по пульмонологии

Полянская Людмила Владимировна

Источник: http://uzalo48.lipetsk.ru/node/9197

Как вылечить хронические бронхиты и пневмонии с помощью дыхательной гимнастики? Личный опыт

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Так было и со мной, пока первый раз лет двадцать назад я не подцепил такой бронхит, что после месяца в больнице еще полгода приходил в себя. Однако все прошло, зато с тех пор я окончательно и бесповоротно покончил с курением.

Все бы хорошо, но 10 лет назад в июле в тридцатиградусную жару, находясь долго под прохладным потоком воздуха от кондиционера в машине, я снова серьезно простудился. На этот раз это оказалась пневмония, и очень неприятная.

После двух месяцев стационара с огромным трудом я кое-как начал понемногу восстанавливаться.

Пневмонию вылечил, но с тех пор простуды начали беспокоить меня все чаще и чаще, и длились все дольше и дольше. И зимой, и летом бронхиты и прочие хронические простуды длились неделями и совершенно меня замучили. Зимой уже совсем перестал на улицу выходить, потому что, только выйду, глотну холодного воздуха, и все — недели на две-три опять простудился.

Нельзя сказать, что я с этим смирился, напротив, перепробовал множество способов оздоровления, чтобы переломить ситуацию. И лекарственные растения, и прополис, и закаливания, и чистки, и многое, многое другое — все пытался применять. Кое-что помогало, но лишь временно, и не так чтобы очень.

Так продолжалось до тех пор, пока четыре года назад я не занялся дыхательными гимнастиками. Сначала довольно долго (около года) пробовал дыхательную гимнастику по методу Бутейко. К сожалению, эффект снова был крайне незначительный.

Затем начал применять дыхательную гимнастику Стрельниковой. И тут — удача! Сразу скажу, я вылечился.

Огромное спасибо этому человеку, Александре Северовне Стрельниковой, светлая ей память! После стольких лет мучений почувствовать себя здоровым — это непередаваемое ощущение!

Конечно, процесс выздоровления шел медленно, но я к этому был готов. Два месяца регулярных упражнений вообще ничего не изменили, и только на третий месяц начались малюсенькие положительные сдвиги. И надо сказать, это произошло вовремя.

А то у меня уже начало появляться разочарование и в этом методе. Улучшение самочувствия наступало медленно, но верно.

Примерно через полгода я с удивлением и радостью заметил, что уже целый месяц не простужаюсь, а через год я снова встал на лыжи и на коньки!

Ясное дело, несколько раз бывали обострения, но простуды проходили быстро, за два-три дня, а не длились неделями, как раньше.

Сейчас я продолжаю делать гимнастику регулярно один раз в день и за последний год не заболел ни разу! Даже гриппом! Это я-то, даже самому не верится! Я не беру в расчет две-три легкие простуды, которые прошли за один-два дня, очень легко и без лекарств. В таких случаях я начинаю делать гимнастику по два раза в день — и все.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой очень проста и представляет собой комплекс упражнений, сопровождающихся резкими и глубокими вдохами через нос и выдохом без усилий через рот.

Правила выполнения дыхательной гимнастики

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). 2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (только через нос), выдох — абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно).

Шумного выдоха не должно быть! 3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха. 4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага. 5. Счет в стрельниковской гимнастике — только на 8, считать мысленно, не вслух.

6.

Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

Основной комплекс включает в себя следующие упражнения:

1. «Ладошки» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 2. «Погончики» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 3. «Насос» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 4. «Кошка» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 5. «Обними плечи» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 6. «Большой маятник» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 7. «Повороты головы» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 8.

«Ушки» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 9. «Маятник головой» — 12 раз по 8 вдохов-движений. 10. «Перекаты»: а) 12 раз по 8 вдохов-движений — с левой ноги; б) 12 раз по 8 вдохов-движений — с правой ноги. 11. «Шаги»: а) «Передний шаг» — 32 вдоха-движения; б) «Задний шаг» — 32 вдоха-движения;

в) снова «Передний шаг» — 32 вдоха-движения.

Начинать следует с трех-пяти первых упражнений и прибавлять каждый день по одному. Делать гимнастику можно в любое время дня. Но желательно не сразу после еды, а примерно через час. Каждое упражнение делается 96 раз, 12 подходов по 8 раз, перерыв между подходами 1−2 сек.

При хорошей тренировке (обычно через месяц после начала занятий) можно в каждом упражнении делать не по 8, а по 16 или по 32 вдохов-движений. Затем пауза 3−5 секунд — и снова 16 или 32 вдоха-движения. Я стараюсь выполнять весь комплекс упражнений так, чтобы не делать обычных вздохов, а обходиться вздохами упражнений.

После гимнастики всегда полощу рот и горло.

Первое время во время выполнения упражнений возможны легкие головокружения, может закладывать нос, могут возникать незначительные неприятные ощущения в глазах, ушах и даже зубы могут начать ныть, но все эти мелкие неприятности никакой опасности не представляют и вскоре пропадают. В крайнем случае, можно переждать какое-то время и затем продолжить упражнения.

Чтобы не перепутать количество сделанных упражнений, я после каждого подхода передвигаю фигурки нэцкэ (можно просто спички и т. п.).

Бывает, когда делаешь упражнения долго, то иногда поневоле отвлекаешься и машинально начинаешь делать вдохи не в полную силу.

Этого допускать не следует, потому что максимальный эффект от упражнений получается как раз тогда, когда вдохи делаются резко, шумно, изо всех сил — на пределе! И вы сразу это почувствуете!

Некоторые делают комплекс упражнений по два раза в день, но сейчас мне достаточно (по ощущениям) одного раза — утром. Дело это индивидуальное, мне так удобнее.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой не только благотворно влияет на дыхательную систему организма, но и оказывает мощное общее оздоравливающее действие.

Она помогает и от насморка, и от бронхита, и от бронхиальной астмы, а также от невроза, диабета, болезней сердечно-сосудистой системы, заикания, гипертонии и многих других болезней! Много раз я и сам в этом убеждался.

Например, после гимнастики уменьшается и даже проходит головная боль, нормализуется артериальное давление и т. п. Ни об одном случае, чтобы кому-то такая гимнастика принесла хоть какой-нибудь вред, мне не известно! Да и как может быть иначе, дышать — значит жить!

Конечно, как и при любом лечении, очень важно иметь в виду, что если есть индивидуальные противопоказания, то их следует обязательно учитывать. полезные советы, дыхание, болезни, дыхательные упражнения, здоровье

Источник: https://shkolazhizni.ru/health/articles/62680/

Лфк при пневмонии

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лечебнаяфизкультура (ЛФК) — метод рефлекторноговоздействия на различные органы исистемы, а также организм в целом, прикотором использование физическихупражнений для коррекции морфологическихи функциональных нарушений, вызванныхзаболеваниями и (или) их последствиями,основано на четкой целенаправленностиэтих упражнений, их повторяемости и,как правило, постепенном увеличениинагрузки.

При развитиипатологического процесса в организме,как известно, самопроизвольно формируютсянекоторые приспособительные механизмы(вовлечение дополнительной дыхательноймускулатуры в акт дыхания, изменениебиомеханики дыхания, работысердечно-сосудистой системы,морфологического состава крови и др.),направленные на удовлетворениекислородных запросов.

Одна из задачЛФК — стимулировать развитие техкомпенсаторных механизмов, которые дляданного больного с конкретной болезньюи стадией ее развития будут наиболееэффективны.

Известно,что в состоянии покоя человек используетлишь 20–25% дыхательной поверхностилегких, остальные 75–80% включаются тольков случае предъявления к организмуповышенных требований. Это указываетна наличие больших резервов аппаратавнешнего дыхания, которые могут бытьзадействованы в патологических условиях.

Постояннаятренировка мышечной ткани физическимиупражнениями способствует увеличениюсилы мышц, нормализации их эластическихсвойств после патологического процесса.

Все это имеет большое значение в регуляциифункции дыхательного аппарата, так какгладкая мускулатура дыхательной системыиграет существенную роль, как в актевнешнего дыхания, так и в самоочищениивоздухоносных путей от вредных элементовпри осуществлении так называемоймоторной функции бронхов.

Следовательно,движения бронхов неотделимы от актадыхания.

Сокращение мускулатуры,укорочение и сужение бронхов начинаютсяс мельчайших бронхов и распространяютсяпо направлению к крупным бронхам итрахее, это способствует выталкиваниювоздуха (выдоху) и удалению вредныхчастиц из легких и глубоко расположенныхбронхов по направлению к трахее.

Прифорсированном дыхании указанные движениябронхов более энергичны. Учитывая это,при составлении методики дыхательнойгимнастики необходимо руководствоватьсяправилом: добиваться у больного глубокогоритмичного дыхания с акцентом намаксимальный выдох. Без достаточногоувеличения силы дыхательной мускулатуры,как показывают динамические спирографическиеисследования функции внешнего дыхания,невозможно добиться значительногоулучшения функционального состояниядыхательного аппарата.

Регулярноевыполнение дыхательной гимнастики вкомплексе с упражнениями общеразвивающегохарактера способствует профилактикеобразования слизистых, гнойных пробок,ателектазов и гиповентиляции легких.

Обучение в процессе занятий ЛФКправильному глубокому ритмичномудыханию и искусству кашлять на выдохеприводит к тому, что при помощи кашлясодержимое бронхов мощным потокомвоздуха выносится к трахее.

Кроме того,сотрясение грудной клетки, вызванноекашлем и поддерживаемое путем надавливанияна грудную клетку синхронно с кашлевымитолчками, способствует ускорению токамокроты из бронхов.

В этих условияхлегко отделяются прилипшие к стенкамбронхов частицы густого патологическогосодержимого, и проходимость бронховулучшается. Помимо сокращения мускулатурыбронхолегочных сегментов, при кашлерефлекторно сокращаются мышцы груднойклетки, что также способствует усилениюи углублению дыхания, а, следовательно,улучшению вентиляции легких и самоочищениюбронхов.

Таким образом,действие ЛФК направлено на максимальноевосстановление функциональной способностибронхов путем освобождения их отслизисто-гнойного содержимого, а такжена активизацию крово- и лимфообращенияи увеличение резервов аппарата внешнегодыхания.

Кроме специального влияниядыхательных и физических упражнений,занятия ЛФК оказывают психотерапевтическоевоздействие, положительно влияют нанастроение и эмоциональное состояниебольного; они способны не только изменятьобщую реактивность организма, но иповышать сопротивляемость и стойкостьсистемы органов дыхания к неблагоприятнымусловиям внешней среды.

Задачи ЛФКпри пневмонии:

1) усилитькрово-и лимфообращение в легких, чтобыбыстрее рассосался экссудат и выделяласьмокрота;

2) предупреждатьосложнение (атеросклероз легких, спайкив полости плевры);

3) нормализоватьтканевый обмен для ликвидации интоксикацииорганизма;

4) восстановитьнормальное дыхание и приспособитьорганизм к физическим нагрузкам;

5) улучшитьнервно-психическое и общее состояние.

Прежде чемперейти к описанию методики занятийЛФК, необходимо отметить следующее:

– физическаяреабилитация должна проводитьсядлительно, непрерывно, целенаправленновоздействуя на основные патогенетическиемеханизмы заболевания;

– выборметодики, средств и форм ЛФК зависит от характера заболевания, наличияхронического легочного сердца, степении типа нарушений функции внешнегодыхания, толерантности к физическойнагрузке, индивидуальных особенностейпациента;

– необходимострого дифференцировать назначениедвигательного режима, переходя к каждомупоследующему лишь при хорошей (адекватной)переносимости больным физическойнагрузки предыдущего режима;

– восстановлениенарушенных функций дыхания не являетсяустойчивым процессом и требует постояннойтренировки; понимание этого пациентом(после разъяснений лечащего врача) вомногом стимулирует его активное участиев лечении и обеспечивает успехреабилитационных мероприятий.

Противопоказаниямик назначению ЛФК являются:

– тяжелоеобщее состояние больного;

– температуратела выше 37,5°С;

– частотасердечных сокращений (ЧСС) более 100уд./мин;

– остраядыхательная недостаточность;

– нарастаниедыхательной, сердечно-сосудистойнедостаточности;

– легочно-сердечнаянедостаточность III степени;

– кровотеченияи кровохарканье;

– выраженныепризнаки перегрузки правых отделовсердца на электрокардиограмме (ЭКГ).

При крупознойпневмонии лечебной физкультурой можнозаниматься, когда температура снизитсядо 37,5ºС и если сердцебиение не учащенное.

При очаговойпневмонии при нормальной или субфебрильнойтемпературе.

Применяютсятри двигательных режима: щадящий,щадяще-тренирующий и тренирующий.

В I периоде(постельный режим, щадящий двигательныйрежим) занятия проводят в исходномположении лежа на спине, включаютобщеразвивающие упражнения, способствующиедвижениям грудной клетки в разныхнаправлениях, для мышц брюшного прессаи дыхательные упражнения.

Вначалерекомендуются элементарные гимнастическиеупражнения для конечностей, туловищас небольшой амплитудой, дыхательныеупражнения в положении лежа. Больномурекомендуется лежать на здоровом боку3—4 раза в день. Такое положение улучшаетаэрацию больного легкого.

Для уменьшенияобразования спаек в диафрагмально-реберномуглу рекомендуется лежать на здоровомбоку с валиком под грудной клеткой.

Положение на спине уменьшает образованиеспаек между диафрагмальной плеврой изадней стенкой грудной клетки, положениена спине — между диафрагмальной плевройи передней грудной стенкой.

Щадящийдвигательный режим

Характеристикадвигательного режима

Полноесамообслуживание. Воздушные ванны,закаливающие процедуры. Обязателенпослеобеденный отдых, а также отдыхпосле физической нагрузки.

Задачи ЛФК

– Сохранениестабильности функциональных возможностейи нервно-психического статуса больного

– Совершенствованиемеханизмов дыхательного акта, дренированиебронхов, улучшение показателей внешнегодыхания.

– Увеличениерезервов сердечно-сосудистой системы,повышение физической работоспособностибольного.

– Улучшениетрофики и функционального состояниянейромоторного аппарата.

– Восстановлениесил и эмоционального тонуса пациента.

Формы исредства ЛФК

– Утренняягигиеническая гимнастика с элементамиаутотренинга и самомассажа (20 мин).

– ЛГ в зале(30 мин). Упражнения на все мышечныегруппы, статические и динамическиедыхательные.

– Массаж попоказаниям.

И.п. любое.

Темп среднийи быстрый. Соотношение ДУ и общеразвивающихупражнений 1:2, сохраняются элементыактивной мышечной релаксации. Приналичии бронхоэктазов специальныеупражнения выполняют в постуральныхположениях соответственно локализациипоражения, включают паузы для отдыха ивыделения мокроты.

Не более 20сеансов непрерывно

Методыфункционального контроля

Оценкасамочувствия больного, физикальныхданных, частоты дыхания, ЧСС, АД,динамическая спирография, спирометрия,пробы Штанге и Генче до и после ЛГ,массажа и ходьбы. При отсутствиипротивопоказаний велоэргометрия дляопределения толерантности к физическойнагрузке.

ЭКГ-контрольпри сопутствующей ИБС.

Во II периоде(полупостельный режим, щадящее-тренирующийдвигательный режим) упражнения выполняютв исходных положениях сидя и стоя.

При улучшениисостояния упражнения выполняются восновном стоя, увеличивается числоупражнений для верхних и нижнихконечностей, туловища, усложняютсядыхательные упражнения. Для предупрежденияобразования плевральных спаек вводятсяупражнения, увеличивающие подвижностьгрудной клетки.

Щадяще-тренирующийдвигательный режим

Характеристикадвигательного режима

Полноесамообслуживание. Малоподвижные игры.Прогулки, воздушные ванны, широкоеиспользование закаливающих процедур.

Задачи ЛФК

– Дальнейшаяактивизация резервных возможностейаппарата внешнего дыхания исердечно-сосудистой системы.

– Сохранениеи увеличение физической работоспособности.

– Совершенствованиепроизвольного управления дыханием во-ремя нагрузки, закрепление навыковполного дыхания.

– Укреплениедыхательной мускулатуры, увеличениеподвижности грудной клетки, позвоночника,улучшение осанки.

– Дальнейшееповышение толерантности к физическойнагрузке, увеличение экономичностиработы дыхательного аппарата.

– Повышениеустойчивости организма к действиюнеблагоприятных факторов внешней среды,низких температур, влажности и т.п.

– Стабилизацияпсихоэмоционального состояния больного.

Формы исредства ЛФК

– Утренняягигиеническая гимнастика с элементамиаутотренинга и самомассажа (20 мин).

– ЛГ в зале(35-40 мин). Упражнения на все мышечныегруппы, статические и динамическиедыхательные, дренирующие. Гимнастикас использованием снарядов, тренажеров(гребной станок, велоэргометр, бегущаядорожка, эспандер). Возможны упражненияс усилием и напряжением с обязательнойпоследующей релаксацией участвующихмышц.

– ЛГ в бассейне,дозированное плавание (20 мин).

– Терренкур(угол подъема 5-10°).

– Велопрогулки.

– Массаж попоказаниям.

И.п. любое.Темп средний и быстрый, амплитудадвижений полная. Число повторений до10-12 раз. Соотношение дыхательных иобщеразвивающих упражнений 1:3.

Всенаиболее нагрузочные упражнения следуетвыполнять на выдохе, следить за сохранениемправильного соотношения дыхательныхи двигательных фаз при нагрузке.

Приналичии бронхоэктазов занятия начинаюти заканчивают постуральными положениями,сочетающимися со специальными дыхательнымиупражнениями, облегчающими выделениемокроты.

Упражненияв воде для укрепления мышц рук, плечевогопояса, грудной клетки, спины и живота,для увеличения подвижности груднойклетки и позвоночника. Тренировкадыхания с элементами сопротивления навыдохе. Релаксация мышц рук и плечевогопояса, элементы аутотренинга – расслаблениена пенопластовых кругах.

Скоростьходьбы 4,5-5 км/ч с переменным ускорением.При ходьбе по лестнице скоростьпроизвольная.

Только вхорошую погоду при отсутствии встречноговетра (не более 30 мин), с остановками дляотдыха и релаксации мышц рук, плечевогопояса и ног.

Методыфункционального контроля

См. шадящийрежим + ЭКГ в бассейне при сопутствующейИБС, исследование функций внешнегодыхания и центральной гемодинамики дои после ЛГ в бассейне.

В III периоде(тренирующий двигательный режим)упражнения выполняют в различныхисходных положениях, с предметами и безних, на гимнастической стенке, во времяходьбы.

Тренирующийдвигательный режим

Характеристикадвигательного режим

Прогулки поровной и пересеченной местности в любуюпогоду. Гимнастика на производстве.Закаливающие процедуры

Задачи ЛФК

– Дальнейшаятренировка и интенсификация функциивнешнего дыхания, газообмена, кровообращенияв малом круге и организме в целом.

– Закаливание.

– Укреплениеадаптационных механизмов, повышениерезистентности организма, снижениеметеолабильности.

– Полнаястабилизация состояния и увеличениепродолжительности ремиссии.

Формы исредства ЛФК

– Утренняягигиеническая гимнастика (25–30 мин).

– ЛГ в зале.Комплекс ЛГ дополняется упражнениямис включением сопротивлений и отягощений.

– ЛГ в бассейне,дозированное плавание (30 мин).

– Дозированнаяходьба по ровной и пересеченной (уголподъема 10–15°) местности до 3-4 км в деньпри условии сохранения правильногоритма и глубины дыхания.

– В зависимостиот сезона велопрогулки или ходьба налыжах, элементы подвижных игр, бадминтон,большой и малый теннис.

– Массажгрудной клетки и плечевого пояса попоказаниям.

И.п. любое.При выполнении ДУ и упражнений нарасслабление темп медленный,

дляобщеразвивающих — средний и быстрый.Соотношение между ними 1:4.

Широкоеиспользование различных снарядов,тренажеров.

Скоростьходьбы 5 км/ч с переменным ускорениембез элементов соревнования. Допускаетсяпостроение нагрузки по схеме: ходьба —физические упражнения — ходьба — бег— ходьба с пробежкой 2–3 отрезков по100–150 м.

Занятия налыжах следует проводить в диапазонетемператур 3–20°С. В условиях плохойвидимости (снегопад, туман, изморозь ит.д.), при сильном ветре занятия запрещены.

Методыфункционального контроля

См.щадяще-тренирующий режим

Для улучшениядренажной функции используютсяспециальные дренажные положения иупражнения с форсированным удлиненнымвыдохом.

Источник: https://works.doklad.ru/view/_MfgeYDtZc0.html

Дыхательная гимнастика и ЛФК при бронхите: примеры упражнений для взрослых, детей и пожилых людей

Дыхательная гимнастика у детей при пневмонии

В лечении хронических заболеваний легких и бронхов большую роль играет специальная физкультура, которая поддерживает трофику слизистой бронхиального дерева, способствует его очищению от густого секрета, устраняет кашель. Комплексы для пациентов с ХОБЛ удобны тем, что их можно выполнять в любом месте и в любое время, но не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды.

Дыхательная гимнастика при остром бронхите и пневмонии не назначается во время первых дней заболевания, когда поднимается температура. После стабилизации состояния пациента врач назначает щадящую ЛФК для уменьшения воспалительного процесса и профилактики осложнений постельного режима.

Дыхательные упражнения для легких и бронхов

Показания для проведения дыхательной гимнастики:

· хронические бронхиты различного генеза;

· трахеиты;

· хронические обструктивные заболевания легких (ХОБЛ);

· заболевания верхних дыхательных путей.

Противопоказания и степень нагрузки определяют лечащий терапевт и врач ЛФК. Инструктор проводит обучение гимнастике в группе или индивидуально, а затем пациент выполняет комплекс самостоятельно два раза в день.

Для взрослых

Тренировка вдоха при легком и непроизвольном выдохе – главный принцип дыхательной гимнастики при бронхите взрослым; при пневмонии важно научиться брюшному дыханию, когда вентиляция легких увеличивается за счет работы диафрагмы и мышц живота. Упражнения на улучшение подвижности грудной клетки включают в действие вспомогательные дыхательные мышцы.

1. Разминка: исходное положение (ИП) – стоя или сидя. Спина прямая, руки согнуты в локтях, размещены вдоль тела. На вдохе сжать кулаки, на выдохе – расслабить.

2. ИП – стоя или сидя на стуле. Ноги – на ширине плеч, которые нужно опустить и не поднимать. Правая рука на животе, левая – на грудной клетке, голова несколько наклонена вперед. На вдохе – развести плечи, немного отклоняя назад туловище, живот надувается. На продолжительном выдохе туловище возвращается в ИП, живот сдувается. Рука помогает выдоху, надавливая на брюшную стенку.

2. ИП – то же. Локти согнуты, кисти рук расположены на боковой нижней части грудной клетки. Растягивать грудную клетку на вдохе при помощи кончиков пальцев, захватывая подреберное пространство. Продолжительный выдох – туловище наклоняется вперед, живот втягивается, руки надавливают на нижние отделы грудной клетки. Дыхание через нос.

3. ИП – сидя. Руки согнуты в локтях, ладони на талии. Вдохнуть, поднять руки, голову наклонить назад. Выдохнуть – туловище слегка наклоняется вперед, а колено прижимается к грудной клетке.

Все упражнения повторить 5-6 раз.

Особенности вдоха в гимнастике для легких при бронхите взрослым:

· для того, чтобы создать препятствие вдоху через нос, ноздри слегка прижимают пальцами;

· вдох через рот усложняется вытягиванием губ в трубочку;

· как вариант – дыхательное движение через правый или левый уголок рта.

Для детей

Дыхательная гимнастика при бронхите для детей показана с трех – четырехлетнего возраста. Она включает в себя игровые элементы.

Веселая музыка с произношением вибрирующих звуков – то, что надо.

Звуковая гимнастика полезна в любом возрасте:

· помогает тренировать длинный выдох;

· массажное действие вибрации звука в грудной клетке;

· снимает спазм бронхов;

· облегчает отхождение мокроты.

Методика звуковой гимнастики: перед и после каждого звукового упражнения вначале делают выдох на «пфф», а после него – на «ммм».

1. Поиграть с ребенком в ворону: сидя на стуле или стоя, поднять руки и выдохнуть с выкриком «Каррр!» – руки опускаются.

2. «Веселый жук». ИП – сидя на стуле, руки на поясе. На вдохе корпус поворачивается влево, одноименная рука отводится назад. Возврат в исходное положение на выдохе с жужжанием. Повторить в другую сторону.

Оптимальное число дыхательных циклов – 5. Согласные произносятся вместе с гласным звукорядом: например, «ж-а-аж», «ж-о-ож», «ж-у-уж» и другие варианты сочетаний. При склонности к обструкции дыхательных путей очень полезен рычащий звук «р-р-р».

Для тренировки длинного выдоха полезно надувать игрушки или выпускать воздух в стакан с водой через трубочку.

Для пожилых

Особенностью ЛФК при бронхите для людей 60+ является размеренный, медленный темп. Дыхательная гимнастика при бронхите для пожилых включает примеры упражнений. Исходное положение для них лучше выбирать сидя на краю стула, стараясь выпрямить спину.

1. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища на вдохе. Затем – выдохнуть через сложенные в трубочку губы. Следить за расслабленностью шейно-воротниковой зоны. 4-5 раз.

2. Вдохнуть через нос, затем – согнуть ногу в колене, обеими руками подтянуть ее животу на выдохе. 2-3 раза.

3. ИП – стоя, в руке – стакан с водой, в котором находится трубочка. В нее и нужно выдыхать максимально медленно. Повторить 5 раз, затем – перерыв с обычным дыханием.

Занятия по Стрельниковой

Кроме бронхита, дыхательная гимнастика по методике Александры Николаевны Стрельниковой, показана и при сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме, потере голоса. Уникальность ее в том, что она подходит для людей разных возрастов и практически не имеет противопоказаний.

Ограничить нагрузки необходимо при:

· травмах головного мозга, позвоночника;

· выраженном остеохондрозе;

· гипертонии, высоком внутричерепном или внутриглазном давлении.

Ритмичные активные вдохи через нос – «принюхивания» сочетаются с движениями мелких мышечных групп. Существует особый счет – на четыре, восемь, шестнадцать, под который делаются упражнения.

Особенностью выдоха в дыхательной гимнастике Стрельниковой при бронхите в том, что о нем думать вообще не надо – он пассивен и происходит самопроизвольно.

Для примера – четыре упражнения из комплекса.

«Повороты головы»

Вдох сочетается с движением головы вправо и влево. Пассивный выдох делается в средней точке.

«Ушки»

Плечи неподвижны. Взгляд – перед собой. Наклонять голову к правому и левому плечу на вдохе.

«Малый маятник»

Кивать головой вперед, к груди, взгляд вниз: вдох. Выдох самопроизвольно во время обратного движения головы назад. И снова вдыхать воздух, когда взгляд направлен в потолок.

«Обними плечи»

ИП – стоя. Обнимать себя на вдохе так, чтобы правая ладонь была чуть дальше уровня плечевого сустава, а левая – под правую подмышечную впадину. Руки при движении меняются. Плечевой пояс – свободен.

Упражнения для отхождения мокроты при бронхите и пневмонии

ЛФК подключается после разрешения острого периода, когда снижается температура, но остаются катаральные явления. Для улучшения отхождения мокроты при бронхите проводится гимнастика в дренажных положениях. Они зависят от того, в каком бронхе или легком развился воспалительный процесс, а также – от локализации пневмонии.

К примеру, если воспалено правое легкое, то исходное положение – на противоположном боку. Это определяет лечащий врач. Выполняются комплексы на длинный вдох, выдох с произнесением звуков «ррр», «жжж» до появления кашля. При комплексном подходе в терапии бронхитов лечебную дыхательную гимнастику сочетают с дренажным массажем.

Если во время занятий появился кашель, нужно наклонить голову, ладони расположить на животе сверху и снизу от пупка, надавливать ими каждый раз сверху вниз при позыве к кашлю. Следить за расслабленностью мышц шеи.

ЛФК при трахеите и болезнях легких

Воспаление трахеи нередко сопровождает бронхит, но может проявляться самостоятельно. Дыхательные упражнения при трахеите и бронхите помогают при сухом кашле, переводя его в разряд «мокрого», справляться с которым уже легче.

1. ИП сидя. Вдохнуть через нос – руки в стороны, раскрыть грудную клетку. Плавно выдохнуть с тихим звуком «х-а-а-а». Стараться сделать выдох теплым. 4-5 раз.

2. ИП – то же. Медленно вдохнуть через рот, губы сложены в трубочку; живот надувается. Выдохнуть на «м-м-м», при этом ладони положить на область грудины и почувствовать звуковые вибрации. Число повторений – до 5.

Лечение бронхита

Терапия бронхолегочных заболеваний включает в себя ряд физиопроцедур и лекарственных препаратов, которые воздействуют на очаг воспаления, снимают кашель и облегчают дыхание.

Антибиотики

Среди фармакологических средств, использующихся для лечения бронхитов, выделяют антибиотики пенициллинового ряда, макролиды и цефалоспорины. Перед назначением препаратов целесообразнее выделить тип возбудителя по анализу мокроты. На бронхиты вирусной этиологии такое лечение не распространяется.

Бронхолитики

Фармакологические средства, снимающие спазм гладкой мускулатуры бронхов, используются как в таблетированной форме, так и в растворах.

Группы бронхолитиков:

1. Адреномиметики: Сальбутамол, Гексопреналин, а также популярный комбинированный препарат Беродуал.

2. Холиноблокаторы: Тровентол.

3. Бронхолитики миотропного действия: Эуфиллин, Теофиллин.

Ингаляции

Физиотерапевтическое воздействие на воспаленные бронхи с помощью вдыхания лечебных смесей через небулайзер – современный ингалятор – применяется даже при повышенной температуре, когда противопоказаны горячие ингаляции. Такие приборы выпускают для больничного и домашнего применения. В них загружают растворы с бронхолитиками, антибиотиками и фитопрепаратами.

Горчичники

Механизм действия основан на раздражающем и отвлекающем действии горчицы. Ставят их на область спины, обходя область сердца. Время процедуры – до 10 минут. Риск обструкции, бронхиальная астма, лихорадочные состояния и аллергия – прямые противопоказания к постановке горчичников.

Заключение

1. Лечение заболеваний бронхов и легких – комплексное: антибактериальная, бронхолитическая терапия, физиопроцедуры и ЛФК.

2. Назначение гимнастики для дыхания в большей степени обосновано при хроническом бронхите, обструкции, ХОБЛ.

3. Результат тренировок – облегчение отхождения мокроты, улучшение вентиляции легких.

4. Основной упор делается на тренировку вдоха при легком и свободном выдохе, что продемонстрировано в дыхательных упражнениях по Стрельниковой при бронхите.

5. Для детей с 4-5 лет разработана игровая форма ЛФК, а пожилым людям рекомендован размеренный темп.

Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк иподпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!

Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c99756a0d867100b20b56b2/dyhatelnaia-gimnastika-i-lfk-pri-bronhite-primery-uprajnenii-dlia-vzroslyh-detei-i-pojilyh-liudei-5cf4ac3692695500af757939

Врач Фролов
Добавить комментарий