Комаровский заикание у детей

Речевой негативизм. Речевой режим детей с моторной и сенсорной алалией. – Логопед ОНЛАЙН

Комаровский заикание у детей

Чтотакое речевой негативизм?

Речевойнегативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливаетили замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией.

Существует2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.

Каквыглядит активный речевой негативизм? Истерики на занятиях с логопедом, в садуи дома при попытках заниматься с родителями, дерется в детском саду, бьет,кусает логопеда, маму, бывает, сознательно говорит гадости и т.д.

Пассивныйречевой негативизм выглядит так: при отказе от речи –  молчит, мычит, начинает пользоваться жестами,проявляется «самостоятельность» (вместо того, чтобы попросить что-либо –подвигает стул, залезает и сам берет), в детском саду сидит в углу, ни с кем неиграет, ни к кому не подходит, общается только со взрослыми.

История.Обратились ко мне в кабинет мама с сыном (2г 8 мес). У ребенка моторная алалия(слов нет, звукоподражания, много жестов, понимание по возрасту). Инструкциивыполнял. При попытке вызвать слово ребенок произнес звукоподражание испрятался (уткнулся) в маму.

В дальнейшем играл, инструкции выполнял (принеси,покажи, посади в машинку) но при каждой попытке вызвать слово прятался в маму,не произнес больше ни звука. Из разговора с мамой выяснилось, что у нихтребовательный папа, который считает, что ребенок просто ленится, и мама сыначасто жалеет.

Когда я сказала, что это речевой негативизм, мне не поверили иобратились к психологу, который также диагностировал страх речи.

Речевойнегативизм у моторных алаликов возникает, чаще всего, на первых этапах. Хотяможет проявиться в любое время коррекционной  работы. У детей с сенсорной алалиейпроявляется намного реже.

Этообусловлено (у моторного алалика) разницей между пониманием и речевымивозможностями. Он сильнее и острее воспринимает свою недостаточность. У ребенкас сенсорной алалией вербальный и невербальный интеллект развиваются содинаковой скоростью, поэтому угроз возникновения речевого негативизма намногоменьше.

Речевойнегативизм иногда путают с похожими состояниями.

Родители часто путают неготовностьговорить у ребенка с моторной алалией с нежеланием говорить («он все понимает,но не хочет или ленится»). И часто неправильными требованиями как раз вызываюту ребенка Речевой негативизм. Маленькие дети никогда не ленятся делать то чтоумеют. Попробуйте заставить его замолчать через полгода занятий. )))

По завершению 1 этапа коррекционнойработы нередко у детей начинаются истерики.

К этому нужно отнестись спониманием (и не впадать в истерики самим) – так как это естественный процессотказа ребенка от его привычных способов коммуникации, появление желания пользоватьсявербальной речью и осознание ребенком, как много ему хочется сказать, а сказать«еще нечем». Свойственно для детей с моторной алалией. Это проходит занесколько занятий.

Следует отличать речевой негативизмот обычных детских капризов.

Наличие капризов обусловлено высокой нагрузкой надетей с алалией (и с сенсорной и с моторной) на логопедических занятиях и дома,потому что эти дети за короткие сроки должны догнать по речи своих сверстников,а их возможности в силу органического поражения головного мозга снижены.Детидействительно устают, поэтому логопед, как хороший тренер, должен следить заречевой нагрузкой, чтобы не появился речевой негативизм и речь (и мозг) приэтом интенсивно развивалась.

Определить – негативизм это илипросто капризы – достаточно просто: в случае капризов ребенок готовпозаниматься за награду (конфета, мороженое, поход к любимой бабушке, мультикии т.д.). В случае негативизма ребенок готов отказаться от всех радостей ипринять любое наказание вместо того, чтобы говорить.

При коррекционной работе поустаревшей моторной концепции частое явление – логоневроз (заикание) у ребенкас алалией с полным или частичным отказом от речи. При правильном использованииязыковой концепции этого не происходит, ввиду отсутствия однообразныхмногократных повторений одного и того же слова, развития речи поонтогенетическому принципу и др.

В интернете много написано поповоду речевого негативизма у детей с легкими речевыми нарушениями, о том, какэто замедляет логопедическую работу и сказывается на психике ребенка.  Речевой негативизм у детей с алалией имеетболее серьёзные последствия.

Последствияречевого негативизма.

Дети с алалией регулярно сталкиваютсяс ситуациями, провоцирующими появление речевого негативизма (поведениеродителей, родственников, поведение сверстников в детском саду или на детскойплощадке…). В результате нередко уже начавшие говорить дети с алалиейзамолкают.

С каждым годом таких ситуаций становится все больше, и начинается«порочный круг» – «Я плохо говорю, меня за это обижают, нужно меньше говорить,я все больше отстаю от других, нужно еще меньше говорить…».   В итоге речевой негативизм растет с каждымгодом, а развитие речи и интеллектуальных способностей замедляется.

И с каждымгодом справиться с речевым негативизмом ребенка становится все сложнее.

К 5-6 годам речевой негативизмусиливается настолько, что коррекционная работа становится практическиневозможной без огромных усилий со стороны родителей и психолога, а логопеды,зная, что  в одиночку не справятся, частоотказываются от работы  с детьми салалией такого возраста. Речевой негативизм у детей этого возраста с Моторной алалией является одной из причин по которой многие считают что Моторная алалия не лечится.

История.Девочка (5л 6 мес), моторная алалия, 7 лепетных слов, вторичное снижениеинтеллекта, поведение на уровне ребенка 3-4 лет. Заниматься не хотелаизначально.Из-за речевого негативизма все шло очень медленно. Уговаривали накаждом занятии.

За полгода занятий набрали 100 слов, сформировали первые фразыиз них (фраза из 2х слов, несогласованная, часть слов лепетные). На протяжениивсей коррекционной работы родители были малотребовательные. Через полгодадевочка наотрез отказалась заниматься, решив, что этого ей хватит для общения сподружками во дворе.

И уже никакие уговоры родителей, ни с какими подарками немогли поменять ее решение. Коррекционная работа брошена.

Речевой негативизм сам никогда непроходит – необходимо изменить ситуацию, обстановку, сильно потрудиться. Втаких случаях первые занятия я трачу как раз на преодоление негативизма (ввозрасте 2-4 лет).

Причины,вызывающие речевой негативизм.

 Все дети с алалией рано или поздносталкиваются с ситуацией, провоцирующей речевой негативизм, встречаясь сосверстниками с нормальным речевым развитием.

Часто бывает так, что  ребенок уже говорил свои несколько слов илифраз,  затем,он попадает  в некомфортную речевую среду и замолкает – этоможет случиться в детсаду, в лагере,  гдеокружающие дети говорят лучше, чем он (особенно если они выскажут или покажутему свое отношение). Ребенок с алалией осознает свою речевую недостаточностьтолько по отношению к ровесникам, со взрослыми людьми он себя не сравнивает.

Давление родителей. Завышенные требования.Требовать от ребенка с алалией можно и нужно только то, что он уже умеет. Этокасается речи.

   Во всем остальном(мышление, логика, поведение, воспитание) следует исходить из егоинтеллектуального возраста – если четырехлетний сенсорный алалик имеетпонимание окружающей обстановки на уровне 2хлетнего ребенка, значит, ивоспитывать его нужно как двухлетнего ребенка. Если моторный алалик в 4 годаимеет понимание как четырехлетний, то все, кроме речи, должно воспитываться науровне 4х лет.

Так же плохо влияет на ребенка салалией и попустительское отношение, гиперопека и жалость со стороны родителей,друзей родителей, родственников. Авиценна говорил: “Нас трое: ты, я иболезнь. Чью сторону возьмешь, та сторона и победит”.

В нашей ситуациилогопед находится на стороне излечения. Ребенок почти до самого концакоррекционной работы находится на стороне болезни.

Родители должны принятьсторону излечения и набрать «армию сторонников», должны исключить всех, ктоможет случайно пожалеть ребенка, не похвалить тогда, когда надо.

Худший вариант, когда родители«принимают ребенка таким, какой он есть». На самом деле они принимают болезнь,лишая тем самым ребенка шанса на излечение.

Иногда родители в поисках более«приятного»  логопеда отказываются отзанятий с одним, идут к другому, тем самым формируя, либо усиливая речевойнегативизм  ребенка с алалией. Дольшевсего мне приходится устанавливать контакт с ребенком, если он сменил уж 4-7логопедов.

Нив коем случае нельзя  идти на поводу уребенка. Поиск другого логопеда – худший вариант, т.к. ребенок уже один раз победил,убедился в своих силах, следующего логопеда он будет «выживать»  с большими усилиями.

Логопеды иногда тоже совершаютошибки. Не все из них знают, как предотвращать и бороться с проявлениями Речевого негативизма. И своим несвоевременнымповышением или снижением нагрузки на занятиях усиливают негативизм.

Кто-то из логопедов хочет бытьприятным и во избежание конфликтов с ребенком, делает минимальную нагрузку назанятиях, тем самым удлинняя процесс коррекционной работы.

Про таких могутговорить «логопед тянет деньги». В случае легких речевых нарушений допустимобыть «приятным» логопедом (по согласованию с родителями).

В случае алалии важно  исправить речь быстро, до наступленияснижения интеллекта, чтобыне потратить потом

1) больше времени на логопедическуюработу,

2) еще больше времени на работудефектолога по развитию интеллекта

3) на работу психолога по коррекцииличности.

4) Коррекцию Речевого негативизма втечение нескольких месяцев у психолога, потому что как мы не оберегаем ребенка– он все равно столкнется в реальной жизни с ситуациями, вызывающими речевойнегативизм. И чем дольше идет коррекционная работа, тем чаще это будетпроисходить, усиливая егонегативизм до состояния, когда логопед в одиночку не сможетего скорректировать.

Коррекционнаяработа

Особенность коррекционной работы сдетей с алалией заключается в повышенной речевой нагрузкепо сравнению с простыми логопедическими занятиями.

Поэтому родителямнужнозапастись терпением, не реагировать на капризы, и не лениться хвалить ребенказа каждый его успех; создать вокруг ребенка правильную языковую среду,правильный психологический настрой, и соблюдать речевой режим, использоватьмаксимум элементов комплексного подхода.

Важность речевой среды икомплексного подхода можно наблюдать по отзывам о работе хороших детских садовдля детей с ТНР с 2х лет (где они,  исключив все возможные негативные влияния,даже родителей, нередко добиваются за 4 года хороших результатов в коррекцииалалии). Так же хорошую динамику показывают речевые детские лагеря и санатории.Жаль, что у них нет непрерывной работы с ребенком на протяжении нескольких лет,чтобы показать такие же результаты полного излечения.

На моих занятиях присутствиеродителей обязательно для того, чтобы совместными усилиями мы смогли создатьречевой режим и комплексный подход, обойти речевой негативизм и добиться полнойкоррекции за 1-2 года.

По окончанию коррекционной работы вероятностьречевого негативизма пропадает, уходят капризы,  и всё поведение ребенка, в большинствеслучаев, приходит в норму.Речь начинает выполнять еще одну свою функцию –регуляция собственного поведения.

История.Мальчик (5 лет) ОНР-2 (по типу сенсорной алалии).Уже имел речевой негативизм. Напервых занятиях ребенок «бегал по потолку».

По моей рекомендации обратились кпсихологу (диагностировал СДВГ) и невропатологу (диагностировал ПЭП и выписал успокаивающие таблетки, которые принималидо самого конца коррекционной работы).

Занятия стали возможны, где-то ксередине коррекционного процесса речевой негативизм усилился настолько, чтомама для контроля за поведением сына стала на занятия (к логопеду и в детскийразвивающий клуб) носить папин ремень.Обычное поведение мальчика в концекоррекционной работы, когда мы дифференцировали звуки С и Ш:

Он: (толкает стол, пытаясь сломатьим стену) «Я тебе Штол Сломаю!»

Я: «не Штол, а Стол»

Он: «Стол Шломаю»

Я: «не Шломаю а Сломаю»

Он (продолжая ломать стол): «ШтолШломаю!» и т.д.

Через 2 месяца после окончаниянаших занятий они зашли ко мне в гости. Мальчик говорит: «Здравствуйте ИринаПетровна. Поздравляю вас с прошедшими праздниками! Как у вас дела?». А мамаулыбается и говорит: «Он теперь всегда так себя ведет. На уроках подготовки к школеего хвалят как лучшего. И таблетки мы уже не пьем».

Источник: https://sites.google.com/site/logopedonlain/home/alalia/recevoj-negativizm-receovoj-rezim-detej-s-motornoj-i-sensornoj-alaliej

Ребенок заикается: причины, лечение

Комаровский заикание у детей

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям.

Что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины такого явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга. Заикание – самый распространенный детский невроз. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани.

Они могут быть тоническими и клоническими. Заиканию, по утверждению Евгения Комаровского, более подвержены дети с нестабильной и слабой нервной системой, впечатлительные фантазеры, застенчивые «одиночки». Возраст «группы риска» от 2 до 5-6 лет.

Особенно опасным считается возраст 3 года, когда малыш вступает в первый в своей жизни возрастной психологический кризис. Чаще заикаться по разным причинам начинают мальчики, поскольку у девочек от рождения большая устойчивость к стрессам – их психика в детском возрасте более лабильна.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «э-э-э…», «м-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

К кому обращаться?

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий. Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы. Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что, помимо речевых проблем, такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае. Выраженность заикания может быть различной. Но какой бы она ни была, необходимо срочно обратиться в детскую поликлинику и показать ребенка врачу-невропатологу и логопеду, так как для преодоления этого недуга нужно очень упорное и обычно длительное лечение. Поэтому начинать коррекцию заикания нужно в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант – отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить. Е. Комаровский утверждает, что самое главное в лечении заикания – это не заниматься самолечением. И уж точно не пытаться лечить малыша по интернет-методикам никому не известных «специалистов».

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

Врожденные факторы:

• Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться.
• Внутриутробная гипоксия плода. Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния.
• Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы. Следствием инфекции и может стать нарушение речи.
• Недоношенность, преждевременные роды.
• Гипоксия, возникшая в родовом процессе.

Приобретенные факторы:

• Сильный испуг, который пережил малыш.
• Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость).
• Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.
• Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия.
• Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами мало. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку. При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

• Старайтесь говорить с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова.

• Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов или, того хуже, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдут пение и дыхательная гимнастика – они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.
• Для ребенка наиболее целесообразно спокойное времяпровождение: карандаши-краски, пластилин, конструктор.
• Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.
• Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте. Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
•Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи. Заикание – серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. К сожалению, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей. По материалам Интернета. Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Источник: https://www.mv.org.ua/news/168960-rebenok_zaikaetsja_prichiny_lechenie.html

ЛОГОПЕД.РУ: Дизартрия у детей

Комаровский заикание у детей

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.

Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать.

Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка.

Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах.

Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения.

Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка.

После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки.

Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края.

Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом – спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Источник: https://www.logoped.ru/nar01.htm

Почему ребенок заикается и как ему помочь

Комаровский заикание у детей

Для родителей очень важно, чтобы их ребенок говорил чисто и четко, поэтому, когда он внезапно начинает заикаться, это не может не волновать.

Правда, некоторые папы-мамы считают заикание чем-то возрастным и проходящим и стараются просто не обращать внимания.

В некоторых ситуациях заикание действительно может пройти само собой, особенно если ребенку всего 2-3 года, но так бывает не всегда. 

По мнению врачей, чем раньше начать лечить заикание, тем проще его преодолеть, а вот когда процесс застарелый и ребенок уже начал комплексовать и стесняться разговаривать, тогда необходимо более сложное и длительное лечение, которое к тому же не гарантирует стопроцентного результата. 

В целом же заикание излечивается в 50-80% случаев в зависимости от его вида и длительности. Подробнее о том, как возникает заикание и в чем особенности его лечения, рассказали специалисты психолого-медико-педагогической консультации Житомирской области: врач-невролог Тамара Ревнюк и учитель-логопед высшей категории Алла Шовтюк.

Дисграфия у ребенка: почему путаются и пропадают буквы

Мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек

Заикание – это системный невроз, который сопровождается нарушением речи ребенка, ее ритмичности, плавности, звукопроизношения. От заикания страдает примерно 5-8% детей, причем мальчики в 4 раза чаще девочек. Критическими периодами считаются 2-4 года и 5-7 лет. 

В клинической практике разделяют невротическое и неврозоподобное заикание. Первое возникает в результате стресса. Например, ребенок испугался собаку, посмотрел страшный мультик, перенервничал из-за конфликта в семье или ссоры с одногодками. Никогда заранее не знаешь, на что ребенок отреагирует так болезненно.

Невротическое заикание не связано с проблемами мозга и относительно легко поддается лечению. Обычно детям прописывают седативные и общеукрепляющие препараты.

Но если процесс запустить и не обращать внимания, то лечить будет сложнее: со временем у ребенка закрепляются условные рефлексы, присоединяется страх, депрессия, ребенок страдает от понимания того, что он не такой, как остальные дети, и заикание еще больше усиливается. 

Что касается неврозоподобного заикания, то это более серьезная форма, которая передается генетически и предполагает определенные изменения в мозге. Лечение здесь намного сложнее, но пусковым механизмом является та же стрессовая ситуация.

Почему у детей болят суставы

Почему малышей лечить проще, чем подростков

Лечение во многом зависит от возраста ребенка. В 2-4 года заикание лучше всего поддается лечению и иногда может пройти само по себе. Обычно короткие периоды заикания чередуются с продолжительным периодом нормальной работы речевой системы.

В младшей школе дети начинают заикаться чаще всего в периоды волнения: когда учитель проверяет технику чтения, когда нужно ответить перед всем классом и так далее. А после 8-9 лет периоды ремиссии становятся все короче, а периоды болезненного состояния, то есть заикания, все длиннее.

У подростков заикание тоже проявляется чаще всего при стрессовых ситуациях: когда нужно выступить со сцены на публике, подготовить презентацию и так далее, однако периоды заикания длятся гораздо дольше, чем в раннем детстве.

Бывает, к заиканию присоединяются навязчивые движения: подергивание головы, определенная жестикуляция руками и другие, и тогда необходима психотерапия. Подростки, в отличие от маленьких детей, обычно стесняются разговаривать и очень боятся, что заикание не пройдет никогда, они замыкаются в себе, и проблем становится все больше.

Не перегружайте детей

Еще один важный момент: очень часто заикание возникает у маленьких детей, которые интеллектуально развиты, причем их речь опережает развитие и возможности головного мозга.

Например, двухлетние дети говорят длинными фразами, употребляя сложные слова, и родители всячески стимулируют развитие их речи, не понимая, что мозг такого ребенка просто не готов к большим нагрузкам, поскольку еще не сформировался.

В таких случаях не нужно штурмовать развитие ребенка – это может сильно навредить. 

При лечении заикания, особенно его запущенных форм, проводят ряд обследований мозга, которые показывают, есть ли повышение внутричерепного давления, судорожная готовность и другие отклонения. Чем более запущено заикание, тем оно хуже лечится.

Что касается молодых людей после 20, страдающих заиканием, то они должны заниматься саморегуляцией: убирать излишнюю эмоциональность, бороться со страхами, а также выполнять все рекомендации врача.

Существует немало эффективных методов лечения, один из которых – метод Форбрейна, суть которого заключается в том, что человек надевает наушники и слушает собственную речь, корректируя ее. Эта методика дает хорошие результаты при условии, что человек активно работает над собой.

Кроме невролога, психиатра и психолога в лечении заикания большую роль играет логопед.

На своих занятиях он работает прежде всего над речевым дыханием, которое нарушено, разрабатывает плавность речи, расслабляет мышцы лица, учит говорить на выдохе, выделять ударные гласные, обучает специальным упражнениям, которые помогают напрягать и расслаблять мышцы. В арсенале логопеда имеется ряд эффективных методик с четко расписанными этапами работы над речью. 

Однако многое зависит и от самих родителей, которые должны следить за режимом дня ребенка, чтобы он вовремя ложился спать, не смотрел страшных фильмов, не сидел часами возле компьютера – все это может усилить заикание. Родителям следует помнить, что при первых проявлениях заикания, нужно обратиться за консультацией к специалистам, чтобы не упустить драгоценное время. 

Юлия Мельничук

Ребенок не выговаривает звук “р”. Как его научить?

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/pochemu-rebenok-zaikaetsya-i-kak-emu-pomoch-1297371.html

Ты меня заикой оставишь! Почему ребенок может начать заикаться и кто его вылечит?

Комаровский заикание у детей

В народе бытует мнение, что малыш приобретает этот дефект речи только по одной причине: из-за испуга. «Снимать испуг», или «заговаривать» его наши соотечественники любят у бабок-шептуний и прочих знахарей.

На самом деле стресс действительно может стать пусковым рычагом для старта заболевания, но это бывает не так уж и часто. Ведь заикание может быть врожденным! Как бы то ни было,  помочь с решением может врач.

Об этом и поговорим с врачом-педиатром Детского центра здоровья Людмилой Алексеевой. 

Разберемся в причинах

Врач рассказывает, что, согласно медицинским энциклопедиям,  причина заиканий точно не установлена. Однако по своему опыту  она выделяет несколько основных причин возникновения заикания у детей, которые можно разделить на врожденные и приобретенные.

Врожденные факторы: • Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться. • Внутриутробная гипоксия плода.

Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния. • Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы.

Следствием инфекции и может стать нарушение речи. • Недоношенность, преждевременные роды.

• Гипоксия, возникшая в родовом процессе.

Приобретенные факторы: • Сильный испуг, который пережил малыш. • Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость). • Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.

• Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия. • Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.

Заиканию, по словам врача, более подвержены дети с нестабильной и слабой нервной системой, впечатлительные фантазеры, застенчивые «одиночки». Возраст «группы риска» – от двух до пяти-шести лет.

Особенно опасным считается возраст три года, когда малыш вступает в первый в своей жизни возрастной психологический кризис.

– Чаще заикаться по разным причинам начинают мальчики, поскольку у девочек от рождения большая устойчивость к стрессам, их психика в детском возрасте более лабильна, – комментирует Людмила Алексеева.

 

В каждом возрасте  «свое» заикание

Малыши в возрасте от года до четырех лет заикаются по-особенному, считает врач. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, по опыту врача, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома.

Так как когда малыш дома, в привычной обстановке дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее. Но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая, незнакомая среда.

Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе – в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

– Если вы заметили, что ваше чадо ведет себя именно так, не показывайте вида, что случилось что-то страшное, – советует педиатр, – нельзя заострять свое внимание на заикании».

 

Дети в три года, вплоть до четырех лет более успешнее, чем в другой период, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Нужно безотлагательно идти к логопеду, позже ребенок скажет вам «спасибо».

Заикание у детей семи лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервным детям довольно сложно выдержать новые нагрузки.

Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу.

В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Как лечиться?

Врач рекомендует родителям сохранять спокойствие.

– В лечении заикания мне очень импонирует методика небезызвестного доктора Комаровского, – рассказывает Людмила Алексеева. – Он говорит, что спокойствие – внешнее и внутреннее – и будет главным лекарством от заикания. Полностью с ним солидарна.

 

Если вы заметили у своего ребенка дефект речи, прежде всего определите причину возникновения дефекта речи. После этого нужно постараться ликвидировать ее.

Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку.

Если причина заикания непонятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога.

Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.

И вот еще ряд рекомендаций:

• Говорите с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.

• Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок.

Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно.

На пользу пойдут пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.

• Детям – детское. Не выясняйте семейные отношения в присутствии ребенка, даже если кроха занят своими делами и делает вид, что не слышит взрослых, он всего лишь делает вид. На самом деле малыш как губка впитывает все ваши слова.

• Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.

• Укрепляющие процедуры. Врач рекомендует заикающимся деткам ванны и игры в воде. Пусть для развлечения ребенок использует все имеющиеся у него игрушки, пускает мыльные пузыри. Желательно, чтобы карапуз принимал ванну как минимум дважды в день. Очень важны и прогулки на свежем воздухе.

• Питание ребенка. Доктор советует чаще давать ребенку продукты, которые за счет большого содержания микроэлементов положительно сказываются на развитии речевой функции. Это морская рыба, сухофрукты, сметана, творог, кефир, йогурты.

• Массаж. Он должен быть направлен на исправление проблем осанки, если таковые имеются. Подойдет и общеукрепляющий массаж, который можно проводить курсами по две недели с перерывом в десять дней.

А мы напоминаем, что в любом случае необходима консультация со специалистом. Не пренебрегайте походом к врачу. И пусть ваши детки будут здоровы.

Источник: https://arigus.tv/news/item/120959/

Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель

Комаровский заикание у детей

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику.

И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли ую щель, подрезали уздечку под языком… Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат  инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся.

Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов.

У нас один мальчик при анкетировании сказал, что  очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать.

Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте.

Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание.

Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения,  то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой.

Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко.

Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться.

Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания.

Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания.

Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью.

Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы.

Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, ого и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет.

Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет.  То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата.

Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию.

Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо.

Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи:  она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу.

Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты.

Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи.

Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить.

Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми.

Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария.

Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет.

Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память.

Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет.  А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь.

А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста.

Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов.

Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни.

Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь.

И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!  

— Сейчас заикание  представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи.

И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью.

Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, ом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные.

Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — ые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок.

То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

Источник: https://www.ampravda.ru/2018/08/01/083384.html

Врач Фролов
Добавить комментарий