От головной боли для детей от 10 лет

Что делать, если у ребенка болит голова

От головной боли для детей от 10 лет

Считается, что у маленьких детей голова не болит. На самом же деле такое мнение сложилось из-за того, что они просто не могут рассказать о своей боли. О причинах детских головных болей мы поговорили с врачом-педиатром клиники “Борис” Константином Елиневским.

У кого болит голова

Головные боли случаются у детей любого возраста. У детей школьного возраста головные боли случаются чаще, чем у детей младшего возраста, и связано это с большой физической и умственной нагрузкой.

Причины головных болей у младенцев

У детей грудного возраста голова болит в связи с процессом адаптации к условиям внешней среды, к новому миру. Черепная коробка ребенка еще нежная, эластичная, поэтому адаптационные процессы могут провоцировать перепады внутричерепного давления. Особенно повышается внутричерепное давление, если у младенца гидроцефальный синдром.

От простого к сложному

Вот основные причины, по которым у ребенка может болеть голова, в порядке возрастания сложности проблемы:

Переутомление. У современных школьников большие нагрузки, поэтому при накоплении усталости и напряжения может болеть голова. Как правило, такие головные боли снимаются отдыхом, прогулками на свежем воздухе, полноценным питанием.

Кислородное голодание. Бывает, когда ребенок долго находится в душном непроветриваемом помещении.

Погрешности питания. Особенно страдают головными болями дети, у которых в рационе присутствуют колбаса или мясные продукты промышленного производства.

Там содержатся нитриты, которые являются сосудоактивными веществами, воздействующими на сосуды головного мозга.
Глистные инвазии – аскариды, лямблии и т.д.

Продукты жизнедеятельности они выбрасывают в организм, они всасываются в кровь и токсически воздействуют на нервную систему и головной мозг.

Любые виды респираторных вирусных инфекций. Механизм возникновения болей тот же, что и при глистных инвазиях, только вместо глистов токсины выбрасываются вирусами.

Повышение температуры тела при РВИ выше 38 градусов.

Заболевания лор-органов: отиты, синуситы, гаймориты, этмоидиты. При этом головные боли у детей явно выражены.

Мигрень. О наличии этого заболевания нужно задуматься, если у ребенка интенсивные головные боли в лобной части головы, и они плохо снимаются обезболивающими препаратами. При мигрени хорошо помогает сон, отдых, нахождение в темной комнате.

Метеочувствительность.

Гормональные изменения в период полового созревания. Чаще головные боли встречаются у девочек-подростков, и связаны они с наступлением менструального синдрома.

Морфофункциональные диспропорции, когда рост костей и суставов опережает рост сосудов. Это встречается у детей, которые растут скачками. В таком случае сосуды истончаются, и головной мозг и другие органы системы не получают достаточного объема крови.

Аневризмы сосудов. Это нарушения работы сосудистой системы, при котором кровеносные сосуды расширяются и истончаются.

Травмы. К примеру, перенесенное в раннем возрасте незначительное сотрясение мозга при получении недостаточной медицинской помощи через 1,5-2 года может давать о себе знать постоянными головными болями.

Менингиты, энцефалиты, нейроинфекции – заболевания, вызывающие воспаление тканей головного мозга. Как правило, сопровождаются повышением температуры тела, помутнением или полной потерей сознания, тошнотой, рвотой.

Органическая причина: опухоли головного или спинного мозга. К счастью, это встречается довольно редко.

Когда к врачу

Нет такого ребенка, который несколько раз в жизни не пожаловался бы на головные боли. Поэтому, если ситуации с головными болями редкие и боль имеет слабую интенсивность, не стоит беспокоиться и вести ребенка к врачу.

Если боли возникают достаточно часто и периодично, это уже повод обратиться к врачу для выявления причины. Педиатр может рекомендовать консультацию невролога.

В зависимости от предполагаемой причины невролог может назначить дополнительные исследования: электроэнцефалограмму, реоэнцефалограмму, компьютерную томограмму.

После травм головы желательно некоторое время наблюдаться у нейрохирурга, а уже потом  нейрохирург передаст ребенка под наблюдение неврологу.

Если у ребенка на фоне головной боли повышается температура до 39-40 градусов, если она сопровождается тошнотой, неукротимой рвотой, потерей сознания, судорогами, это свидетельствует о каком-то остром состоянии, когда нужно обязательно обратиться к врачу за неотложной помощью.

Как снять боль

Если боль слабоинтенсивная, неярко выраженная, никаких обезболивающих препаратов не нужно. Напоите ребенка теплым сладким чаем, дайте отдохнуть, погуляйте с ним на свежем воздухе. Следует также убрать раздражающие факторы: телевизор, компьютер.

Если боль возникла впервые или ребенок жалуется на головные боли редко и нерегулярно, при этом нет повышения температуры, рвоты, затуманивания сознания, можно дать ребенку парацетамолсодержащий или ибупрофенсодержащий препарат. Но если головная боль после этого не прошла – это повод обратиться к врачу.

К кому обращаться

Как правило, дети до года обследуются педиатром, окулистом, ортопедом и неврологом, даже если у родителей нет никаких претензий. Если же ребенок беспричинно плачет, при этом он сухой, не мерзнет, его больше ничего не раздражает, то нужно показать ребенка неврологу раньше срока.

Как правило, рекомендации, как справиться с головными болями, дают педиатр, невролог и окулист. Если у ребенка постарше обнаружены глистные инвазии, то лечение может назначить гастроэнтеролог.

Но для начала все равно лучше исключить неврологические проблемы, показавшись педиатру и неврологу.

Самая первая профилактика головных болей – это соблюдение режима нагрузок и отдыха. Нагрузка на нервную систему ребенка должна быть дозированной и чередоваться с хорошим отдыхом, прогулками на свежем воздухе.

Если же ребенка постоянно нагружать в школе и на различных кружках и секциях, он не станет от этого ни умнее, ни продуктивнее.

Напротив, это в конечном итоге может привести к нарушениям психики и центральной нервной системы.

Татьяна Корякина

Источник: //tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/chto-delat-esli-u-rebenka-bolit-golova.html

Причины головной боли у ребенка

От головной боли для детей от 10 лет

Здоровый ребенок – счастье и гордость для родителей. Вся семья с умилением смотрит на подрастающее чудо. Много радостных событий: первая улыбка, первый зубок, первый шажок…. Первый подъем температуры, первый ушиб, первая царапина… Победы и огорчения, смех и слезы зачастую идут бок о бок.

Головная боль (цефалгия) – одна из самых частых жалоб при обращении к врачу не только у взрослых, но и в педиатрии.

Если у дошкольников они встречаются не так часто, то к 12-15 годам более половины детей и подростков периодически  испытывают головные боли.

В некоторых случаях родители вспоминают, что еще задолго до начала посещения детского сада   ребенок периодически становился беспокойным и брался руками за голову.  

Когда ребенок или подросток начинает жаловаться на цефалгии, реакция со стороны родителей бывает разная. Некоторые считают, что это делается для привлечения внимания, так как  головная боль – чисто «взрослый» недуг, а у детей подобного просто не бывает. Другие, наоборот, по любой, даже незначительной жалобе начинают обследовать и лечить ребенка.   

Боль может быть острой и хронической. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Как правило, острая боль – это сигнал организма об опасности: травма, инфекция, воспаление.

Острая боль — необходимый приспособительный сигнал, который не только информирует о тканевом повреждении, но и вызывает рефлекторные и поведенческие реакции, позволяющие свести повреждающее воздействие к минимуму. Как только прекращается действие фактора, ее вызвавшего, боль прекращается.

Часто такое состояние требует неотложных мероприятий. Как правило, при правильном лечении, назначенном врачом, пропадают все симптомы болезни, а вместе с ними прекращает болеть и голова. Первым, к кому обращаются за помощью, становится участковый педиатр.

 Хронической является боль, продолжающаяся дольше периода заживления, как правило, ее продолжительность более 3 месяцев. При этом нет четкой связи с какой-либо причиной, либо она имеет неясный, неопределенный характер.

Провоцировать новые эпизоды могут любые факторы (эмоции, нагрузка, стресс, смена погоды и т.д.). А как относиться к тому, что малыш пожаловался на боль в голове, будучи при этом совершенно здоровым? Как это воспринимать – как тревожный симптом или просто детскую выдумку?  

Следующей градацией головных болей является их разделение на первичные и вторичные. Первичные являются самостоятельными заболеваниями.

В детском возрасте в основном это мигрень и головная боль напряжения. При вторичных – цефалгия это только один из симптомов другого заболевания.

Известно более 150 заболеваний, которым сопутствуют жалобы на головную боль.   Наиболее распространёнными из них являются:

  • травмы головы и/или шеи;
  • инфекционные заболевания;
  • воспаление околоносовых пазух (синуситы);
  • болезни желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит);
  • анемия;
  • стресс;
  • паразитарные заболевания;
  • аллергические реакции;
  • прием различных веществ, в том числе, лекарств, и их отмена;
  • нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость) при недостаточной коррекции, глаукома;
  • нарушение осанки и т.д.

Головные боли могут возникать  как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные), неправильный образ жизни: когда ребенок имеет слишком мало или слишком много сна, слишком много времени проводит перед компьютером или экраном телевизора, мало активен физически, питается неправильно. После первичного осмотра пациента с жалобами на головные боли педиатр направит на необходимые консультации и обследования в зависимости от выявленных нарушений. В большинстве случаев дети с жалобами на головные боли наблюдаются и состоят на учете у невролога.

 Диагноз первичной головной боли (мигрень, головная боль напряжения) выставляется специалистом на основании характерной клинической картины и жалоб пациента. Так при мигрени беспокоят эпизоды сильной, как правило, односторонней боли (лоб, висок, половина головы). Она  носит пульсирующий характер, боль сильная, сопровождается тошнотой, чаще – многократной рвотой.

Раздражает свет, звуки. Ребенок старается лечь и уснуть, действует правило трех «т»: тихо, темно, таблетка.  После сна, как правило, боль не беспокоит, восстанавливается двигательная активность, аппетит может быть некоторое время несколько снижен. Очень часто у кого-нибудь из членов семьи есть подобные цефалгии.

К факторам, провоцирующим эпизоды мигрени, относят:

  • Стресс
  • Недосыпание или избыточный сон
  • Физическая нагрузка
  • Продукты питания (какао, шоколад, сыр, молоко, орехи, яйца, помидоры, цитрусовые, жирная пища)
  • Большие перерывы между приемами пищи
  • Яркий свет, шум, неприятные запахи
  • Вестибулярные раздражители (поездка в автомобиле, поезде, морские путешествия, полеты в самолете, качели)
  • Метеорологические факторы (изменения барометрического давления) и др.

При наличии редких эпизодов головных болей неврологом рекомендуются средства для экстренного снятия болевого синдрома, уточняются возможные провоцирующие причины, профилактика повторных эпизодов проводится за счет нормализации режима дня и питания, проведения общеукрепляющих мероприятий.

Если головные боли частые, значительно сказываются на здоровье ребенка, то назначаются курсы медикаментов для профилактического лечения. Их подбор осуществляется в зависимости от возраста пациента, частоты, выраженности и типа мигренозных пароксизмов, результатов ответа на предыдущее лечение.

В детском возрасте так же встречаются так называемые  «периодические синдромы детского возраста – предшественники мигрени». К ним относятся:   циклические рвоты, абдоминальная мигрень, доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста.

Так при циклической рвоте возникают повторные приступы рвоты не меньше четырех раз за час, при абдоминальной мигрени у ребенка имеются  повторные приступы болей по средней линии живота длительностью от 1 до 72 часов.   Данные состояния не сопровождаются жалобами на головные боли, но в случае их выявления специалистом, указывают на возможную мигрень. 

          Пациенты с головными болями напряжения (ГБН) жалуются на двусторонние цефалгии сдавливающего или сжимающего характера, без четкой локализации. Нередко боль локализуется преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной, затылочно-шейной области, по типу «обруча», «тугой шапки». Боль умеренная или легкая, нет выраженной тошноты или рвоты.

Ребенок может принимать пищу, читать, смотреть телевизор, нет ухудшения состояния во время выполнения повседневной физической нагрузки. Возможна легкая тошнота, плохая переносимость или яркого света или громких звуков.

ГБН беспокоят от 1 раза в месяц до практически постоянных, возникают в основном после 2-3 урока в школе, либо преимущественно во второй половине дня, нет ночных болей.  

Мигрень и ГБН не являются состоянием, угрожающим жизни, но приводят к ухудшению качества жизни ребенка: снижению памяти, внимания, успеваемости, тяжело переносятся детьми, сказываются на их настроении, поведении, учебе, профессиональной ориентации.  Поэтому важно во время распознать данные заболевания, а так же проводить своевременную профилактику возникновения головных болей:

  • следует планировать день ребенка так, чтобы обязательно было время для отдыха, достаточный сон;
  • правильная организация режима учебы и отдыха;
  • рациональное питание;
  • соразмерное сочетание физических нагрузок и закаливающих процедур, заниматься физкультурой и делать утреннюю  зарядку;
  • достаточно пребывать на свежем воздухе;
  • родителям не курить в помещении;
  • создавать благоприятную психологическую обстановку в семье, чаще общаться с ребёнком;
  • учить ребенка правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание;
  • создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз.

В этой статье мы обсудили возможные причины возникновения головных болей у детей. Более подробно о способах лечения цефалгий – при продолжении.

Авторы: Филипович Е.К., асс. каф. Детской неврологии БелМАПО, главный внештатный детский невролог КЗ Мингорисполкома;
Лещинская Е.В., зав. педиатрическим отделением УЗ «7ГДП» г. Минска

Источник: //belmapo.by/prichinyi-golovnoj-boli-u-rebenka.html

Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать?

От головной боли для детей от 10 лет

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?
Отчего начинает болеть голова?
Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?
Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными
Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?
Как часто может болеть голова у здорового ребенка?
К какому врачу обратиться, если болит голова?
Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?
Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?
Если у ребенка болит голова – он утомлен?
Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

  • Несовершенство вегетативной системы организма,
  • Начинающееся респираторное заболевание (продром),
  • Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;
  • Зубная боль, которая провоцирует боль головную;
  • Последствия травмы головы;
  • Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.
  • Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя. Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте.

Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ.

Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.  

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли.

Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма.

Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер –  нужно подумать о медикаментозном лечении.  

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме.  Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.  

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает.

Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку.

Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт.

Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи.

Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством. 

Источник: //navigator.mosgorzdrav.ru/columns/zdorove_detey/golovnaya_bol_u_detey_kak_pomoch_i_kak_nablyudat/

Головные боли у школьников. Советы невролога

От головной боли для детей от 10 лет

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет.

Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга).

Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная.

Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями.

Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто.

Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок.

Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках.

С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность.

Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках.

В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей.

Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование.

Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание.

Избегать психотравмирующих ситуаций.Будьте здоровы !Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.Пр.

Строителей,10Официальный сайт 

//www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте 

//.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник: //www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/

Что делать, когда у ребенка болит голова

От головной боли для детей от 10 лет

Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце, но периодическая головная боль, особенно появляющаяся резко – это опасный симптом, требующий внимания.

Дети иногда жалуются на появление головных болей, а родители, ни минутки не задумываясь, отправляются в аптечку за сиропом или таблеткой обезболивающего, дают его ребенку и забывают о проблеме.

Такое легкомысленное отношение к головной боли у детей чревато печальными последствиями. Ведь головная боль – это не болезнь, это симптом, своего рода сигнал организма о неполадках. Возможно, малыш просто переутомился или перегрелся на солнце, но периодическая головная боль, особенно появляющаяся резко – это опасный симптом, требующий внимания.

Жалобы на головные боли – вторые по «популярности» после болей в животе у детей. Причем страдают от них не только подросшие дети, которые могут пожаловаться, но и совсем малыши, даже новорожденные.

Эквивалентами головных болей у грудничков можно считать повышенную плаксивость, возбужденность, рвоту, нарушения сна и срыгивания фонтаном. В год-два дети могут вместо жалоб на головную боль говорить об усталости, они хотят полежать и требуют внимания.

Считается, что до 40% девочек и 30% мальчиков школьного возраста периодически предъявляют жалобы на головные боли.

Головная боль, или цефалгия, у детей условно может быть разделена на две достаточно большие группы:

  • боли органического характера из-за объемных или инфекционных процессов в голове (менингиты, энцефалиты, кисты, опухоли или нарушение оттока черепной жидкости),
  • функциональные боли – из-за нарушения кровоснабжения мозга в результате болезней внутренних органов, утомления или каких-либо других причин, приводящих к раздражению болевых рецепторов в сосудах головы.

У детей наиболее частыми причинами головных болей являются, прежде всего, мигрень, инфекции как общего характера – ОРВИ, пневмонии, инфекции почек, пищеварения, так и инфекции нервной системы. Кроме того, головная боль может быть симптомом психических расстройств, неврозов, мигрени, черепно-мозговых травм. Эти причины, к счастью, не очень часто возникают.

Обычно голова у ребенка болит по более банальным причинам: длительные стрессы, эмоциональное напряжение, непомерные нагрузки, слишком короткий или очень длинный сон, очень долгое сидение за компьютером или у телевизора, проблемы в школе или семье.

Могут вызвать достаточно сильные головные боли переутомления из-за спорта, плохого питания, особенно у девочек-подростков, желающих похудеть. Головная боль также может быть признаком аллергии на продукты питания – молоко, сыр или шоколад.

Из-за усталости, переутомления и напряжения голова у детей болит чаще всего – обычно это бывает в насыщенные эмоциями дни, при смене погоды, после учебы или экзаменов, от сидения за монитором.

Обычно дети описывают ее как сильное давление изнутри черепа, но, тем не менее, хорошо ее переносят, она не лишает их активности и возможности заниматься делами. При ней не бывает тошноты, температуры, она может пройти сама после сна или отдыха.

Если ваш ребенок еще совсем крошка, он обычно не может пожаловаться на головную боль или показать точное место, где у него болит. Тогда косвенно заподозрить у него головную боль можно по раздражительности, плаксивости, беспокойству, малыш может тереться об вас головой, прикладывать ее вам на ладони. При головной боли могут краснеть белки глаз, может появляться зевота.

Дети постарше могут пожаловаться на головную боль, а вы должны всегда реагировать на их жалобы, не считая их симуляцией.

У школьников обычно причинами периодических головных болей является утомление. Но если подобные боли все равно не проходят даже после отдыха или сна, они систематические, мешают ребенку учиться и отдыхать – это повод для обследования.

Спланируйте день ребенка так, чтобы у него было время для отдыха после школьных занятий, но не за компьютером, а на улице или на тренировке, хотя там тоже не стоит усердствовать. Важно разумно и в меру сочетать умственный труд, дела по дому и спорт.

Во время приступов головной боли побудьте с ребенком, но не превращайте его боли во что-то сверхъестественное, иначе ребенок начнет пользоваться своим болезненным положением. Головная боль – признак субъективный, его можно симулировать.

Иногда возникновение головной боли является серьезным симптомом тревоги и требует срочной консультации врача или вызова «Скорой помощи». Это следующие состояния:

  • внезапно возникшая головная боль с рвотой, тошнотой, повышением температуры, судорогами, потерей сознания или слабостью в конечностях,
  • сильная головная боль после падения, удара головой, травмы,
  • сильная головная боль при отитах или гайморите,
  • головная боль с кровотечениями из носа,
  • головные боли по утрам, после физических нагрузок, после отдыха.

В случаях, когда ребенок жалуется на появление головной боли, и нет других проявлений в виде тошноты или описанных выше симптомов, можно дать ему легкое обезболивающее «Нурофен» или парацетамол в половинной дозе, и уложить ребенка в кровать. Обычно этого достаточно для того, чтобы головная боль прошла.

Нельзя давать детям до 12 лет аспирин, анальгин, цитрамон и любые другие «взрослые» средства для снятия головной боли – они негативно влияют на кровь и желудок ребенка.

При периодически возникающих головных болях родителям необходимо отвести ребенка на прием к педиатру или неврологу, хотя в обследование затем будут включены еще и ЛОР-врач и офтальмолог.

Необходимо будет сдать общие анализы – кровь и мочу: это позволит исключить анемию и инфекции. А затем провести энцефалографию, УЗИ внутренних органов и другие исследования вплоть до компьютерной томографии и магнитного резонанса при подозрении на объемные процессы головы. При необходимости, ребенка даже положат в стационар для лечения.

Однако спешим успокоить родителей: в подавляющем большинстве случаев приступы головных болей имеют под собой самые простые причины – стресс, усталость, чрезмерная нагрузка, анемия или нарушения питания. При их исправлении головная боль быстро исчезает.

Таланты вашего ребенка
УЗНАТЬ

Источник: //www.passion.ru/mama/detskoe-zdorove/chto-delat-kogda-u-rebenka-bolit-golova-58223.htm

У ребенка болит голова? ваши чудо-таблетки ему не помогут!

От головной боли для детей от 10 лет
9 Октября 2019

По статистике, до 60% девочек и до 29% мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет жалуются на головную боль. Это конечно же сказывается на их настроении, поведении, работоспособности, учебе. Чтобы облегчить состояние ребенка, надо прежде всего разобраться в причинах головной боли.

 

При жалобах на головную боль не спешите дать ребенку всегда помогающую вам чудо-таблетку, а немедленно отправляйтесь в поликлинику.По результатам обследования врач даст рекомендации, назначит дополнительные анализы, отправит на консультацию к специалистам.

Усталость

Головные боли напряжения – самый частый случай. Неприятные симптомы возникают в ответ на болезненное сокращение мышц мягких тканей головы или шейно-затылочной области. Иногда боль сопровождается тошнотой и рвотой.

Признаки. Боль расплывчатая, «непонятно где», болит вся голова. Иногда локализуется в лобной и лобно-височных, реже – в теменных областях. Ребенок испытывает ощущение, будто голова зажата обручем.

Боль возникает, как правило, во второй половине дня или к концу занятий, на З–4 уроке, провоцируется переутомлением в школе, стрессами и метеорологическими факторами. Может развиться и после долгого пребывания в душном помещении.

Боль продолжается от одного до нескольких часов и обычно проходит сама собой при смене деятельности, после отдыха или короткого сна.

Что еще? Даже когда голова не болит, дети жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, потливость, различные неприятные ощущения в кистях и ступнях.

Прогноз. По мере роста ребенка головные боли напряжения обычно учащаются, но не усиливаются.

Что делать? Надо спланировать день ребенка так, чтобы у него было свободное время для отдыха (игра на компьютере не в счет), а физические и психические нагрузки не превышали его возможностей.

Вегетативные расстройства

Сосудистые проблемы проявляются пульсирующей головной болью и головокружением. Российские врачи называют такое состояние «вегетососудистой дистонией».

Признаки. Боль возникает внезапно, сравнительно быстро проходит. Нередко сопровождается тошнотой, иногда рвотой. Вазомоторные головные боли часто протекают на фоне периодических колебаний общего артериального давления.

Что еще? Вегетативные расстройства бывают двух видов. При преобладании симпатикотонии отмечаются бледность и сухость кожи, расширение зрачков, ноги и руки часто холодные, температура тела неустойчива. Снижена переносимость жары, духоты, шума, яркого света, кофе.

Могут возникать мышечная дрожь, сердцебиение, атонические запоры. Физическая активность повышена, работоспособность лучше в вечернее время. Способность к запоминанию и сосредоточению понижена.

В случае парасимпатических реакций заметно усиление сосудистого рисунка, временами проявляются покраснение кожи, повышенная влажность ладоней и стоп, плохая переносимость холода.

Частенько бывают тошнота, периодические боли в верхней части живота, повышенное газообразование, спастические запоры или диарея. Характерны также склонность к избыточному весу при неважном аппетите, апатичность и сонливость, низкая переносимость умственных и физических нагрузок. При резкой перемене положения тела или длительном неподвижном стоянии начинаются головокружения.

Что делать? Синдром вегетососудистой дистонии – не болезнь и вовсе не мешает детям жить нормальной жизнью и чувствовать себя здоровыми. Для укрепления работоспособности и выносливости организма полезны физкультура, прогулки и достаточное время для отдыха. Хорошо помогают снять этот вид головной боли успокаивающий чай с мятой или с ромашкой. Остальное порекомендует врач.

Заболевания ухо-горло-носа

Причиной головной боли нередко становятся проблемы лор-органов (гайморит, тонзиллит, фронтит, аденоиды). Ее возникновение в таких случаях связано с накоплением гноя в воспаленной пазухе.

Признаки. Боль «давящая», локализуется в области лба, «позади глаз». Если надавить на подглазничную область, боль усиливается. В положении лежа она, напротив, облегчается.

Прогноз. С исчезновением острых проявлений болезни головные боли обычно уменьшаются и затем проходят.

Чтобы избежать повторного появления, надо полностью вылечить хронические очаги инфекции, не забывать о профилактике и закаливании.

Что делать? Лечить носоглотку.

Мигрень

От нее страдают примерно четверть всех детей с головной болью. У этих малышей – особо чувствительный тип нервной системы, которая реагирует на разные раздражители болевыми ощущениями по ходу сосудов головного мозга и скальпа.

Признаки. Приступ, как правило, захватывает либо правую, либо левую часть головы. Иногда боль перемещается из одной половины в другую и очень редко распространяется на всю голову. Обычно приступ начинается с потемнения в глазах, мелькания «мушек» или «молний». Затем появляется невыносимая пульсирующая боль в половине головы. Нередко во время приступа появляется непереносимость яркого света и громких звуков, особая чувствительность к запахам. Любое движение головы резко усиливает интенсивность боли. Как правило, мигрень – болезнь семейная. Если ею страдают оба родителя, риск заболевания потомков достигает 60%; если только мать – 72%, если только отец – 20%.

Для детей характерна еще и так называемая базилярная мигрень, проявляющаяся не только болью, но и обмороками, головокружением, сонливостью. Кроме того, в отличие от взрослых, у многих детей каждый приступ мигрени сопровождается желудочно-кишечными расстройствами.

Возрастные пики детской мигрени – 7 лет и 12–13 лет (начало полового созревания). У мигрени есть и характерные внешние проявления: бледность, синяки под глазами, скудная мимика, покраснение, конъюнктивы на «больной» стороне лица, цианоз кистей и стоп.

К счастью, приступы у детей длятся меньше, чем у взрослых – от получаса до 5 часов. Существует особая связь детской мигрени с психической сферой, что провоцирует развитие различных эмоциональных и мотивационных расстройств.

Чаще всего они проявляются снижением аппетита, резкой сменой настроения, беспричинной «скукой» – ребенок ничем не занимается, ему все неинтересно.

Прогноз. Установлено, что у 41% детей, страдавших тяжелой формой этой болезни, после 16-ти не наблюдалось мигренозных атак по 10–18 лет. Но, к сожалению, к 30 годам у 60% из них приступы все же были.

Что делать? Важно выявить все факторы, провоцирующие приступы, и по возможности исключить их из жизни детей. Ребенку важно избегать умственных и физических перегрузок, напряженной работы в жаркую погоду, душных помещений.

Следует помнить и о чувствительности многих к запахам, включая запах сигарет, бензина и красок, духов, одеколона, ароматических веществ, добавляемых в шампуни.

Нельзя пропускать прием пищи: у всех без исключения детей голод может спровоцировать приступ мигрени.

Проблемы со зрением

У 5–7% детей головная боль объясняется неадекватной коррекцией зрения.

Признаки. Головная боль возникает во время или после длительного напряжения зрения при чтении, рисовании, работе за компьютером или просмотре телепередач. Неприятные ощущения имеют обычно лобно-височную локализацию.

При закрывании глаз они уменьшаются, при попытке пристально присмотреться – усиливаются. Причиной могут быть аномалии рефракции (дальнозоркость, астигматизм, близорукость).

Или дисбаланс глазных мышц (если закрыть один глаз, боль уменьшится или совсем исчезнет).

Прогноз. Как правило, боли исчезают после ограничения зрительной нагрузки и дополнительной коррекции зрения. А вот анальгетики на такую боль практически не действуют.

Что делать? Проверьте, правильно ли подобраны очки для ребенка. Следите за тем, чтобы при чтении книг или выполнении уроков он находился в хорошо освещенном помещении. Освещение – с левой стороны, расстояние до книги – не менее 30 см. Дозируйте время малыша у телевизора – младшему школьнику достаточно 1 часа. При работе с компьютером обязательны небольшие перерывы.

Нервы

От психогенных болей страдают впечатлительные, эмоционально ранимые дети, остро реагирующие на различные душевные травмы. Они стараются не проявлять негативные чувства (обиду, злость, досаду), силы организма уходят на удержание эмоционально-мышечного напряжения. Разрушительным результатом оказывается головная боль.

Психогенная головная боль может быть связана также с депрессией, страхом перед школой, усиливаться при трудностях усвоения школьной программы и отсутствии контакта со сверстниками или родителями.

Если при том ребенок отличается высоким уровнем притязаний, трудолюбием, аккуратностью, склонностью «брать вину на себя», то головные боли ему практически гарантированы.

Признаки. Это тупая, сжимающая, как «обруч», боль, двусторонняя, обычно очень длительная, практически постоянная.

Что еще? Тревожность, депрессия, чувство вины.

Что делать? Требуется консультации психолога, психоневролога, чтобы подкорректировать просчеты в воспитании, наладить общение и облегчить жизнь ребенка в целом. Как правило, эти меры полностью снимают психогенную головную боль.

Нарушения в позвоночнике

Проблемы в шейном отделе позвоночника могут вызвать вертеброгенную головную боль. У детей ее причиной часто бывает родовая травма, при которой произошло смещение шейных позвонков, один из которых слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. В связи с этим нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, и как следствие – головная боль в области висков, лба и темени.

Признаки. Появление головной боли зависит от положения головы и шеи в течение дня.

Она усиливается после сна и длительного фиксированного положения головы, при неловких быстрых движениях, кашле и чихании.

При попытке изменить фиксированное положение головы возникает стреляющая боль в шейно-затылочной области. Нередко боль сопровождается головокружением, шумом в ушах, обморочными состояниями.

Что делать? Требуются консультация мануального терапевта и соответствующее лечение.

Неправильное питание

У некоторых детей приступы головной боли наступают после приема в пищу определенных химических веществ. Сосиски и колбаса, в частности, содержат специальные консерванты – нитриты, вызывающие сужение сосудов.

И если для взрослого человека их дозировка незначительна, то детский организм еще не научился их перерабатывать.

Приступы головной боли могут спровоцировать и пищевые добавки, содержащие нитрит натрия, аспартам и хлорид натрия.

Признаки. Приступы боли сопровождаются сильной рвотой или расстройством желудка.

Что делать? Давайте малышу как можно больше пить, в том числе зеленый чай с добавлением мяты перечной, зверобоя или цветков бузины. Важно избегать вредных продуктов и соблюдать режим питания (есть не менее пяти раз в сутки маленькими порциями). Витамины и пищевые добавки следует применять только по назначению врача, ни в коем случае не превышая указанную дозировку.

Опухоль

У детей опухоли локализуются в основном в задней черепной ямке, вызывая затруднение оттока спинномозговой жидкости, повышая ее давление.

Признаки. Боль ощущается в затылке или шее, сопровождается тошнотой и рвотой. Возникает с самого утра, носит стойкий, постоянный характер. Ребенок выглядит вялым, безразличным, его походка шаткая и неуверенная.

Что делать? Компьютерную томографию. Хотя это наиболее редкая причина головной боли, она должна быть исключена путем тщательного обследования.

 СКАЖИ, ГДЕ БОЛИТ

Локализация головной боли может много рассказать психологу о характере ребенка и его отношениях с окружающим миром.

Лоб

Ребенок прикладывает какие-то невероятные волевые усилия, но результат разочаровывает, «награды» нет.

Виски

Ребенок ощущает обиду, несправедливое отношение к себе.

Затылок

Ребенок чувствует свою ответственность, с которой не может справиться, острое чувство вины.

«Голова раскалывается»
Ребенок страдает от критики, которую воспринимает излишне остро, болезненно.

Источник: //1roditeli.ru/doctor/660/

Врач Фролов
Добавить комментарий